20:03 

Камакура дзидай: появление первого сёгуната.

Bombei Cat
Музыка - это следы, по которым можно вернутся в разное время жизни.
Период Камакура (Камакура дзидай, Kamakura-jidai, 鎌倉時代; 1185–1333 гг.) – период в японской истории, знаменующий собой управление сёгуната Камакура.
Сёгунат Камакура был официально учреждён в 1192 г. в Камакуре первым сёгуном Минамото-но Ёритомо.
Камакура дзидай завершился в 1333 г. падением сёгуната и коротким восстановлением правления императоров: при помощи Асикаги Такаудзи (Ashikaga Takauji), Нитты Ёсисады (Nitta Yoshisada) и Кусуноки Масасигэ (Kusunoki Masashige) на троне оказался император Го-Дайго (Go-Daigo).

Сёгунат и регентство Ходзё.


Период Камакура знаменует собой переход к экономике, основанной на земле, и концентрации передовых военных технологий в руках класса специализированных военных. Сюзеренам требовались лояльные вассалы, которых награждали собственными земельными наделами. Также владельцы земель на местах осуществляли местное военное управление.
После того, как Минамото-но Ёритомо (Minamoto Yoritomo) укрепил свою власть, он создал новое правительство на своей территории в Камакуре. Это правительство было названо «бакуфу» («bakufu»,幕府; букв. «полевая ставка»), но впоследствии, поскольку Ёритомо был дарован императором древний титул «сэйи тайсёгун» («seii tai-shōgun»), в западной литературе это правительство часто называли сёгунатом.
В рамках нового правительства были созданы несколько ведомств, занимавшихся государственными вопросами:
1. мандокоро (mandokoro, 政所 ) – административная служба, занимавшаяся провинциями.
2. монтюдзё (monchūjo) – судебное ведомство.
3. самурай докоро (samurai-dokoro, 侍所 ) – ведомство, исполнявшее функции военных и полиции, а также занимавшееся делами вассалов.
После конфискации поместий в центральной и западной частях Японии Ёритомо назначил управляющих для поместий и провинций, а как сёгун он являлся главой и тех, и других.
Сёгунат Камакура не был национальным режимом, однако, хотя он контролировал крупные участки земли, наблюдалось сильное сопротивление землевладельцев. На севере режим продолжал войну против северных Фудзивара, но так не привёл ни север, ни запад под полный контроль военных. Тем не менее, четвёртый лидер северных Фудзивара – Фудзивара-но Ясухира (Fujiwara no Yasuhira) – был побеждён Ёритомо в 1189 г., в результате чего столетнее преуспевание Севера медленно истаяло.
Старый императорский двор продолжал находиться в Киото, обладая при этом некоторым количеством земель, тогда как недавно появившиеся военные кланы начали стягиваться в Камакуру. Однако, несмотря на сильное начало, Ёритомо был не в состоянии на длительной основе удержать лидерство своей семьи. Внутри клана ещё довольно долго царили раздоры и соперничество, хотя наиболее серьёзных конкурентов Ёритомо устранил. После его внезапной смерти в 1199 г. сёгуном и номинальным главой клана Минамото стал Ёрииэ (Yoriie), сын Ёритомо. Но он не смог удержать власть в своих руках и к началу XIII в. было установлено регентство Ходзё Токимасы (Hōjō Tokimasa).
Токимаса происходил из клана Ходзё, ветви дома Тайра, который присоединился к Минамото в 1180 г. Регенты клана Ходзё при малолетних сёгунах и соправители при взрослых получили название «сиккэн» («shikken»). Соответственно, теперь уже сам сёгун, как и ранее император, становился куклой при очередном «сером кардинале». Учитывая такое положение дел, между Камакурой и Киото стали появляться разногласия и в 1221 г. между императором-монахом Го-Тоба (Go-Toba) и вторым регентом Ходзё Ёситоки (Hōjō Yoshitoki) началась война, получившая название войны Дзёкю (Jōkyū ). Силы Ходзё легко одержали верх в этом противостоянии и императорский двор был поставлен под прямой контроль сёгуната. Управляющие сёгуна получили ещё больше гражданских полномочий, а двор был вынужден искать у Камакуры одобрения для всех своих действий. Однако, при всём при этом лишённый политической власти двор императора сохранил свои обширные угодья.
Во время регентства Ходзё удалось достичь нескольких существенных успехов на административном поприще. В 1225 г. третий регент Ходзё Ясутоки (Hōjō Yasutoki) создал государственный совет, предоставив возможность другим главам военных кланов творить в Камакуре судебную и законодательную власть. Совет, представлявший успешную форму коллективного руководства, соответственно, возглавлял регент Ходзё.
Принятие в 1232 г. первого в Японии военного свода законов – «Госэйбай сикимоку» («Кодекс стандартов судебных исков»), он же «Канто букэ сикимоку» («Кодекс воинов района Канто») – отразило переход общества от придворного к милитаризованному. Хотя правовая практика в Киото всё ещё основывалась на 500-летних конфуцианских принципах, новый кодекс представлял собой правовой документ, который подчёркивал обязанности управляющих землями, предоставлял средства для урегулирования земельных споров, а также устанавливал правила регулирования наследования. Это был чёткий и краткий кодекс, предусматривающий меры наказания за нарушение его установлений и остававшийся в силе на протяжении 635 лет.
Как и можно было ожидать, литература того периода отразила неустойчивый характер времени и общества. «Записки из кельи» («Ходзёки», «Hōjōki») описывают беспорядки периода в терминах буддистских понятий непостоянства и тщеславия человеческих намерений и идей. «Повесть о доме Тайра» («Хэйкэ моногатари», «Heike monogatari»), в которой рассказывается о взлёте и падении дома Тайра, изобилует рассказами о войнах и делах самураев. Также в промежуток между 1201 г. и 1205 г. были выпущены 20 томов поэтической антологии «Собрание старых и новых японских песен» («Син кокин вакасю», «Shin Kokin Wakashū»).

Процветание буддизма.


Времена разобщённости и насилия, а также углубляющийся пессимизм увеличили случаи обращения к религии в поисках спасения. Период Камакура был временем великой популяризации буддизма, в котором доминировали две новые секты – Дзёдо сю (Jōdo shū ) и Дзэн (Zen). Монастыри горы Хиэй приобрели политическую мощь, а секта Сингон продолжала пользоваться поддержкой, в основном, дворянских семей в Киото. В течение этого периода монахи, покинувшие секту Тэндай, основали несколько собственных отдельных буддистских сект:
1. Хонэн (Hōnen) – основал Дзёдо сю, Школу Чистой земли.
2. Синран (Shinran) – ученик Хонэна, основал секту Дзёдо синсю (Jōdo Shinshū ).
3. Иппэн (Ippen) – основатель секты Дзи (Ji), делавшей особый акцент на приверженности Будде Амиде через экстатический танец.
4. Догэн (Dōgen) – основатель дзэнской школы Сото (Sōtō ).
5. Эйсай (Eisai) – основатель дзэнской школы Риндзай (Rinzai).
6. Нитирэн (Nichiren) – основатель одноименной секты, делавшей акцент на Лотосовой сутре.

Монгольское вторжение.


Отражения двух монгольских вторжений были важными событиями в японской истории. Отношения Японии с танским Китаем были прекращены в середине IX в., в более поздние века некоторые контакты поддерживались с династией Южная Сун, однако японские пираты вако сделали моря небезопасными для сообщения.
В то время, когда сёгунат был не особо заинтересован в иностранных делах и игнорировал Китай и Корё, в 1268 г. прибыли вести о новом монгольском режиме в Пекине. Лидер монголов – Хубилай (Кублай-хан, Kublai Khan) – потребовал, чтобы японцы воздали должное новой династии Юань, и угрожал репрессиями, если они этого не сделают. Не привыкший к таким угрозам Киото выдвинул версию о божественном происхождении Японии, отклонил требования монголов, распустил корейских послов и начал приготовления к обороне.
Первое вторжение монголов в Японию произошло в 1274 г. Около 900 судов несли к японским берегам 40 тыс. корейцев, монголов и китайцев, вооружённых катапультами, луками и другим оружием того времени. В сражении конница наступающих плотно сгруппировалась, выступив против самураев, привыкших к боям один на один. Силы японцев в Хакате (север Кюсю) защищались от превосходящих войск противника, которые были сметены внезапным тайфуном после первого дня сражений.
Хубилай понял, что причиной поражения его войск стала природа, а не военная некомпетентность, и в 1281 г. начал второе вторжение. На северо-западе Кюсю семь недель шли бои, пока другой тайфун снова не уничтожил монгольский флот. Хотя синтоистские священники отнесли оба поражения монголов на счёт «божественного ветра» («камикадзэ», «kamikaze»), как знака Небес, защищающих Японию, вторжение оставило глубокое впечатление у лидеров сёгуната: вновь укрепились давние опасения китайской угрозы. Победа Японии, однако, придала солдатам чувство превосходства в бою, что оставалось верным вплоть до 1945 г. Победа также убедила воинов в значимости сёгуната как формы правления.
Война с монголами пробила брешь в экономике и нужно было вводить новые налоги, чтобы поддержать защитные приготовления на будущее. Вторжение также вызвало недовольство среди тех, кто ожидал вознаграждения за помощь в борьбе с монголами: не были предоставлены земли или другие награды, что, наложившись на увеличение затрат на оборону и чрезмерные траты в целом, привело к падению бакуфу Камакура. Кроме того, правила наследования дробили собственность семей, а также землевладельцы в целях получения поддержки всё чаще прибегали к услугам ростовщиков. В дальнейшем стабильности сёгуната начали угрожать бродячие группы ронинов.

Гражданская война.


Ходзё отреагировали на последующий хаос, пытаясь распределить больше власти среди различных крупных семейных кланов. Для дальнейшего ослабления императорского двора бакуфу решило позволить двум враждующим линиям императоров, известных как Южный двор (младшая ветвь) и Северный двор (старшая ветвь), чередоваться на троне. Этот метод некоторое время работал, пока на троне не оказался представитель Южного двора, взошедший на престол под именем Го-Дайго (Go-Daigo). Го-Дайго желал свержения сёгуната и открыто бросил вызов Камакуре, назвав своим наследником собственного сына.
В 1331 г. сёгунат изгнал Го-Дайго, но верные тому силы, в том числе и Кусуноки Масасигэ, восстали. Также на сторону повстанцев перешёл Асикага Такаудзи, который обернулся против Камакуры во время подавления восстания. В то же самое время против правительства бакуфу выступил ещё один из лидеров Востока – Нитта Ёсисада. В результате сёгунат быстро распался, а Ходзё потерпели поражение.
На пике победы Го-Дайго пытался восстановить императорскую власть и конфуцианские практики X в. Этот период реформ получил название Реставрация Кэмму и был направлен на укрепление позиции императора и подтверждения первенства аристократии по отношению к воинам. Действительность, однако, заключалась в том, что силы, брошенные против Камакуры, были направлены на свержение Ходзё, а не поддержку императора. В конечном счёте Асикага Такаудзи присоединился к Северному двору в гражданской войне против Южного двора, представляемого Го-Дайго. Эта длинная война между двумя императорскими дворами продлилась с 1336 по 1392 гг.: в начале конфликта Го-Дайго был изгнан из Киото, а трон Асикага передал Северному двору, основав параллельно новую линию сёгунов.

Основные события периода Камакура.


1192 г. – император назначает Ёритомо сёгуном с резиденцией в Камакуре, ставшей бакуфу.
1199 г. – умирает Минамото-но Ёритомо.
1207 г. – Хонэн и его последователи были высланы из Киото или казнены. Этот поступок неосторожно привёл к распространению доктрины Чистой Земли на более широкую аудиторию.
1221 г. – армия Камакуры одержала верх над армией императора, утвердив тем самым верховенство сёгуната.
1227 г. – Догэн дзэндзи приносит из Китая учение секты Сото.
1232 г. – в целях укрепления регентства Ходзё принят кодекс «Уложение года Дзёэй» («Дзёэй сикимоку»).
1274 г. – монголы под предводительством Хубилая пытаются вторгнуться в Японию, но их нападение «отражает» тайфун.
1274 г. – Нитирэн сослан на остров Садо (Sado).
1293 г. – 27-го мая произошло крупное землетрясение, породившее цунами. Пострадали залив Сагами и Камакура, погибли 23034 человека. Следом в 1241 г. и 1257 г. в том же районе произошли ещё два землетрясения, также породившие цунами. Магнитуда обоих землетрясений оценивалась примерно в 7 баллов.

@темы: Несколько фактов о Японии., История.

URL
   

Заметки о Японии.

главная