Сегодня, я расскажу вам о легендарном мече- катана...Но речь пойдёт не о храбрых самураях и их оружии....Эта история посвящена созданию великого меча,способного разрубить тело и пулю пополам...
читать дальшеПоявление на свет первого самурайского меча датируется примерно X в. тем самым временем когда знатные японские воины служили феодальным полководцам. Их называли самураи, что означает, "те кто служит". Мощь и авторитет таких воинов постепенно возрастали. Только избранные аристократы могли стать самураями. Это означало бесконечные тренировки и дисциплину, которые всегда отделяли их от остального общества. Быть самураем было почетно, это давало ощущение причастности к элите. Ты лучший, потому что только лучших избирают.....
Катану и вакидзаси,самураи всегда носят на левой стороне корпуса в ножнах, заложенными за пояс (оби), лезвием вверх. Это — принятый способ ношения в обществе, сформировавшийся после завершения войн периода Сэнгоку в начале XVII века, когда носить оружие стало больше традицией, чем военной необходимостью. Когда самурай входил в дом, он вынимал катану из-за пояса. В случае возможных конфликтов он держал меч в левой руке в состоянии боевой готовности либо, в знак доверия, в правой. Садясь, он клал катану на пол в пределах досягаемости, причем вакидзаси не снимался (его самурай носил в ножнах за поясом). Монтаж меча для ношения на улице называется косираэ, сюда входят лакированные ножны сая. В случае отсутствия частой необходимости использовать меч, его хранили дома в монтаже сирасая из необработанного дерева магнолии, защищающем сталь от коррозии. Некоторые современные катаны изначально выпускаются в этом варианте, при котором ножны не покрываются лаком и не декорируются. Подобный монтаж, в котором отсутствовала цуба и другие декоративные элементы, не привлекал внимания и получил широкое распространение в конце XIX века после императорского запрета на ношение меча. Создавалось впечатление, что в ножнах не катана, а бокуто — деревянный меч. В XX веке появились замаскированные мечи, по конструкции схожие с западными шпагами-тростями: лезвие меча покоилось в ножнах, имитирующих посох из бамбука или дерева.
Катана замаскированная под трость)))
Для таких историков как доктор Стефан Тернбола помимо прочего самурайский меч стал еще и легендой. Достаточно мощный что бы рассечь тело пополам, но настолько точный что бы разрезать одну волосинку. Рассчитанный что бы рассекать доставая из ножен, меч, принес собой новый вид битвы. Меч "Катана" разработанный в XVI в.комбинирует в себе баланс, аристократическую красоту и идеальную остроту клинка. В засекреченном месте где-то на юге Японии все еще выковывают настоящие мечи катана, это место называют - Родиной товаров. Здесь расположены редкие минеральные залежи производящие уникальную сталь. Рождение катаны на самом дне плавильной печи под названием Татара. Секреты старинного искусства и по сей день восхищают опытного металлурга Девида Старли, который рассказывает о печах следующее:" Традиционная японская плавильная печь называется Татара, она около трех метров в длину, метр в ширину и 1-2 метра в высоту. Имеет ряд входных отверстий для воздуха."
Чудо-печь Татара(похожая на портал в Ад)))
Кихара Акира (Akira Kihara - Tatara Master) - один из последних оставшихся мастеров традиционной Татары в мире. Он не спит по 3 дня и 3 ночи наблюдая за работой плавильной печи, над темными металлами для производства острейших мечей. По сравнению с обыкновенной железной рудой, железный песчаник найденный неподалеку - невероятно чистый. Он содержит намного меньше примесей, таких как сера и фосфор, делающих железо и сталь ломкими. Магия начинается когда углерод содержащийся в угле соединяется с железным песчаником и формирует уникальную сталь.
Эту необработанную сталь японцы называют - Тамахагани. Кихара Акира рассказывает: "В течении часа железистый песчаник просачивается на дно печи. Посмотрев на цвет мы можем сразу определить стала ли смесь Тамахагани." Частично из-за того что она никогда не плавится полностью необработанная сталь сохраняет химические и физические параметры необходимые для катаны. На атомном уровне неизменным остается небольшое количество углерода. Ровно то количество, которое необходимо легендарному мечу катана для его самого главного качества. Углерод обеспечивает внутреннюю амортизацию удара. позволяющую отражать удары противника.
Но хороший меч самурая не должен быть только упругим, металлург Девид Старли, эксперт королевской оружейной палаты в объединенном королевстве говорит: "Это чистейший металл, очень эластичный и крепкий, он не расколется." Концы катаны также сделаны из стали с небольшим количеством примеси, таких как сера, что в результате позволяет получить, остроту подобную лезвию. Уникальное совмещение железа с углеродом, придают катане прочность и гибкость одновременно, а руках тренированного самурая, превосходит по мощности свой вес и размер. Японские мастера превзошли сами себя в искусстве выплавлять мечи еще много веков назад. При нагревании до 1000 градусов жесткая сталь и мягкое железо превращаются в уникальное лезвие.
К концу второго дня плавильная печь поглотила 2/3 от 26 тонн угля и железного песчаника. Кихара Акира: "Эта печь как человек, я представляю что железо это еда, которой он питается. Только так, печь сможет дать нам качество Тамахагани".
Для 70 летнего человека Кихара Акира, остается на удивление страстным к своей работе. Со временем железо, разъедает стенки печи. Прямо под ней находится 3 метровая камера, любая жидкость впитавшаяся из земли снизила бы температуру и испортила драгоценную сталь, пришлось бы начинать весь процесс заново. Слои пепла и угля приподнимают печь над землей и с каждой стороны находятся 2 вентиляционных канала. При температуре примерно в 1000 градусов все примеси просачиваются в нижнюю камеру, оставляя за собой чистейшую сталь. У мастера Кихары, нет современного оборудования, он слышит шум пламени.....
Вот он-профессиональный мастер печи Татара...Кихара Акира.
После 4 дней непрекращающейся работы печь разбивают и достают готовую сталь из которой в дальнейшем будет создаваться катана. На производство чернового металла под названием Тамахагани ушло 26 тонн железной руды и угля, если он достаточно качественен, то может стоить порядка 50 000 долларов, это примерно в 50 раз больше обыкновенной стали. Дальше, мастер по печи Акира Кихара определяет какие куски пойдут на меч, это зависит от содержания углерода, если углерода будет слишком мало, меч получится мягким, если много ломким. Лучший металл находится по краям, так как в этом районе происходит наибольшая оксидация (искусственное окисление).
Мастер Кихара увлечённый работой)))
После выбора лучших кусков, их отправляют кузнецу, где после тщательного отбора, лучшие куски идут в работу. Жар плавильной печи и постоянный работа кузнеца, превращает груду металла в новое оружие. Для избежания дальнейшей оксидации, куски заворачиваются в бумагу и тонкую обертку из глины и залы. Повторное нагревание до 1300 градусов подготавливают сталь к процессу в результате которого все отдельные куски будут соединены. В этот момент необходимо работать быстро пока сталь не охладилась. Во время ковки вытесняют последние оставшиеся примеси. Готовый продукт весит на 50 процентов меньше, чем необработанный металл. То что скоро станет мечем, начинает приобретать форму. Единого сплавленного куска, однако металл не обретет свое лицо, пока его еще несколько раз не перегнут и не отобьют - это делается для того что бы равномерно распределить углерод. тот процесс необходим что бы перемешать железо и сталь, тогда кусок станет равномерным по всей структуре. Все проделанное производит около 5000 слоев на 1 сантиметр стали. именно эти слои создают модель под названием Дзи-xaдa (Jihada) - кожа металла.
Структура
Триумфом японских кузнецов стало совмещение железа и стали, для того что бы клинок оставался одновременно острым и не ломался. Жесткий материал по краям, более гибкий с обратной стороны клинка. Два отдаленных качества делают катану острейшим и крепким из когда либо выкованных мечей, после чего под ударами кузнеца происходит слияние двух металлов. Острейший клинок, богатый углеродом сделанный из стали которая обернута вокруг нижнего слоя (более гибкого железа, образующего сердцевину лезвия). Но японские кузнецы не останавливались на достигнутом и продолжали совершенствовать свои работы. Секрет их умения заключается в работе с микроструктурой металла.
Под микроскопом, мы видим смесь нескольких компонентов. С наружной стороны, ближе к обратной стороне лезвия у нас чистое железо. Однако для острия нам необходимо что то прочнее стали. Острие катаны важнейшая часть меча.
Секретная смесь глины с порошковым углем размазывается по поверхности меча изолирует и защитит лезвие во время закалки. Изоляционная линия сама по себе искусство, ее называют - хамон. Она не только показывает мастерство кузнеца это проявление его творчества, характеризующая самого мастера.
Во время закалки происходит медленное рождение катаны. Когда клинок во второй раз подвергается накаливанию, мастер терпеливо ждет когда клинок достигнет цвета заката, после чего его погружают в воду. Из-за резкого перепада температуры, на клинке углерод распределяется по краям, так и образуется острие меча. Такие структуральные изменения во время охлаждения приводит к традиционной форме меча.
Катана - доказательство стремления человека к совершенству, это кульминация вековых поисков идеального оружия с острейшим и прочнейшим клинком.....А силу этого клинка вы можете оценить взглянув на эти кадры www.youtube.com/watch?v=OSZ9ZXmLN3Q
(...кто то в комментах к этому видео, заявлял, что пулю можно разрубить ножом или шашкой...=_=...окай.Попробуйте разрубить ими человека,как это сделала бы катана)))