«Сеть железных дорог уже давно стала неотъемлемой частью повседневного быта многих японцев. Она охватывает все уголки страны и по праву считается лучшей в мире по безопасности, эффективности и комфорту.»
Каждая национальная система железных дорог имеет что-нибудь уникальное. В этом отношении дороги Японии, наверное, самые уникальные, в частности, из-за оборудования, с помощью которого они управляются.
После Второй мировой войны железные дороги сыграли важную роль в возрождении нации. Исходные позиции, с которых начинала свой послевоенный разбег Япония, были весьма неблагоприятными. Экономика была подорвана и истощена агрессивной длительной войной, крупные города и многие промышленные предприятия лежали в развалинах. И, тем не менее, первая в мире высокоскоростная железная дорога была построена именно в Японии. Первые поезда развивали скорость 220-230 км/ч. Сейчас этот показатель давно перекрыт высокоскоростными поездами других стран, но для своего времени это был безусловный рекорд. Сейчас скоростные поезда – это такой же символ современной Японии как и качественная электроника, надежные и долговечные автомобили.
читать дальшеВсе железные дороги в Японии находятся в частном ведении. В 1987 году государственная компания JNR была разделена на 6 компаний, ставших частными:
- JR EAST (Восточная железная дорога)
- JR WEST (Западная железная дорога)
- JR HOKKAIDO (Железные дороги на Хоккайдо)
- JR KYUSHU (Железные дороги на Кюсю)
- JR SHIKOKU (Железные дороги на Сикоку)
- JR CENTRAL (Железные дороги центральной Японии)
Большинство железных дорог в Японии – узкоколейные (1067 мм), исключение составляют лишь система поездов Синкансен (в буквальном переводе «новая колея»), использующая европейскую колею 1435 мм. Все железные дороги в Японии электрифицированы по системе однофазного переменного тока 25 кВ 60 Гц, на линиях мини-синкансена напряжение ниже и составляет 20 кВ. Тепловозы вообще не используются.
Все пассажирские поезда в Японии условно можно разделить на четыре категории: местные электрички (local), электрички-экспрессы (rapid), поезда дальнего следования и сверхскоростные поезда Синкансен. Поезда дальнего следования не популярны и немногочисленны.
Гордостью японской железнодорожной индустрии являются поезда Синкансен, способные разгоняться до 300 км/ч. Ежегодно ими пользуются около 340 млн пассажиров. Современные технологии управления позволяют в течение часа отправлять и принимать с одной станции до 14 таких поездов. Несмотря на высокую скорость и плотность перевозок, Синкансены характеризуются высоким уровнем безопасности. Кроме того, они ещё и комфортны, в частности, за счет применяемой технологии шумопонижения.
Строительство первой линии – Токайдо началось в 1959 году и завершилось в 1964 году. В том же году 1 октября первый поезд проследовал от станции Токио до станции Син-Осака. Открытие было приурочено к Летним олимпийским играм, проводившимся в Токио. Первый Синкасен быстро получил от прессы всего мира название «поез-пуля».Став символом экономического возрождения Японии, он до сих пор остается предметом национальной гордости.
Теперь же эти поезда больше не являются самыми быстрыми в мире, и лишь несколько линий Синкасен соединяют крупные города. Однако их легендарная надежность позволяет рассчитывать время дальней поездки с точностью до минуты. Существует 3 типа Синкасен:
- Нозоми. Самый быстрый тип поездов, останавливается только на самых крупных станциях;
- Хикари. Немного медленнее, чем Нозоми, поскольку останавливается чаще;
- Кодама. Самый медленный из Синкасен, останавливается на всех станциях.
Первый поезд Хикари в 1964 году преодолел путь от Токио до Осаки за 4 часа. Хикари в переводе означает “Свет” или “Сияние”. Поезда Хикари или поезда 300-й серии, курсирующие по этому маршруту, были первыми поездами на линии Токайдо/Санъё, а теперь, с появлением Нодзоми, отошли на второй план и являются вторыми по скорости движения на данной линии. Маршрут Хикари включает в себя несколько второстепенных станций, но по нему по-прежнему можно проехать очень быстро: путь из Токио до Осаки, с 1965 года занимает всего 3 ч. 10 мин. В час в оба конца отходят 2 поезда.
С введением нового скоростного маршрута Нодзоми в 1992 году время в пути стало ещё меньше. В переводе с японского Нодзоми означает “Надежда”. Поезда, ездящие этим маршрутом, являются самыми быстрыми поездами этой линии – путь от Токио до Осаки займёт 2 часа 30 минут (а с введением на линии новых поездов N700 в 2007 году – до 2 ч. 25 мин.), а от Токио до Хакаты (Фукуока) – 5 часов. Поезда Нодзоми останавливаются только на таких крупных станциях, как Нагоя, Киото, Окаяма и Хиросима.
И третий – Кодама означает “Эхо”. Этот маршрут можно назвать «местным», поскольку на нём поезда делают остановки на всех мелких и второстепенных станциях. Но поезда, курсирующие по этому маршруту, также имеют право называться Синкансенами, как и поезда, курсирующие по первым двум маршрутам. Более того, электропоезд серии 0 сети Синкансен Кодама – первый электропоезд, сконструированный для японской сети высокоскоростных железных дорог. Он и ныне является символом Синкансена.
Стоимость проезда колеблется от 15 до 440 долларов в зависимости от дальности поездки и класса поезда. Билет для поездки на небольшое расстояние покупаются точно также как и билет на метро – в специальных автоматах по продаже билетов. Билет для проезда на дальние расстояния покупаются в специальных билетных кассах на крупных станциях.
Для проезда на Cинкансене требуется второй билет (для входа на территорию Cинкансенового пространства и для выходя с нее). Там свои билеты, свои станции, свои правила техники безопасности. Синкансен эксплуатируют три компании - JR Central, JR West и JR East.
Сеть линий Синкансен состоит из 6 маршрутов: "Санъё" (от Осака до Хаката), "Токайдо" (от Токио до Осака) и 4 радиальных линий, расходящихся от Токио на север и северо-запад. Это юридически разные компании, поезда никогда не ходят с одной линии на другую и раскрашены в разные цвета (исключение: поезда линий Токайдо и Санъё). Периодичность движения от 15 минут (Токайдо) до получаса (Санъе). Самая известная и самая загруженная линия Синкансен – Токайдо-синкансен, по ней перевозится порядка 375 тыс. пассажиров ежедневно.
Также имеются две линии, известные как «Мини-Синкансен»:
- Ямагата-синкансен (Фукусима – Синдзё);
- Акита-синкансен (Мориока – Акита).
Сеть высокоскоростных линий контролируется группой компаний Japan Railways Group. JR Group является основой сети железных дорог Японии (контролирует 20135 из 27268 км дорог, что составляет ~74% всех магистралей). На ее долю приходится большая доля междугороднего и пригородного железнодорожного сообщения. Первоначально линии Синкансен выполняли грузовые и пассажирские перевозки днем и ночью. Сейчас они обслуживают только пассажиров, а в период с полуночи до 6 часов утра движение останавливается для проведения ремонтно-профилактических работ. В Японии осталось совсем немного ночных поездов, и все они по-прежнему ходят по старой железной дороге, пути которой проложены параллельно путям «поезда-пули» и соединяют крупные города страны.
В настоящее время на основных линиях системы Синкансен используются поезда следующих серий: 100, 200, 300, 500, 700, N700, 800, E1, E2, E4.
Поезда серии 100 практически выведены из использования (остались только на линии Санъё-синкансен). Полностью выведены из эксплуатации электропоезда нулевой серии.
На линиях Мини-Синкансен (Акита-синкансен и Ямагата-синкансен) используются электропоезда серий E3 и 400.
Поезда могут иметь до 16 вагонов. Каждый вагон достигает длины 25 метров, исключение составляют головные вагоны, длина которых обычно чуть больше. Общая длина поезда составляет порядка 400 метров. Станции для таких поездов тоже очень длинные и специально приспособлены под эти поезда.
Одни из самых красивых поездов - поезда серии N700. С первого взгляда они напоминают космические корабли, представляющие собой футуристический обтекаемый снаряд. Носовая часть поезда напоминает раскрытые крылья огромной птицы и называется Aero Double Wing – она призвана сократить сопротивление воздуха и, соответственно, сократить затраты энергии на 49%.
Внутри самого скромного вагона Синкансена – комфортабельные кресла, оборудованные электрическими розетками и специальные функциональные комнаты для различных целей (например, для того, чтобы переодеть ребенка). Если же поездка на Синкансене занимает много времени, то вагоны оборудуются спальными местами.
А классификация купе напоминает систему современных отелей: есть «люксы» со спальней и гостиной, есть спальни с огромными ложами для влюбленных пар, имеются и купе для деловых переговоров и даже двухэтажные номера - «пентхаусы»! Многие сравнивают поездки на синкансене с авиаперелетами без обременительных взлетов, посадок и воздушных ям.
Вагоны суперэкспрессов делятся на общие (без нумерации мест) и с пронумерованными местами (туда требуется билет с доплатой, который проверяет кондуктор). Случается, что пассажиры едут за 200 и более километров стоя. Названия станций объявляются на японском и английском языках и дублируются в бегущей строке. Взад-вперед постоянно снуют девушки, продающие разнообразные закуски и напитки. Характерно, что и девушки, и кондукторы при входе в вагон кланяются и вежливо просят пассажиров извинить их за вторжение, а при выходе из вагона снова извиняются и кланяются.
В поездах Синкансен и других поездах дальнего следования обычно имеется вагон, где можно купить закуски и напитки, а также коробочку с едой "бэнто" и съедобные "омиягэ" (сувениры).
Туалеты и умывальные комнаты иногда оснащаются электронной системой, где слив воды осуществляется автоматически после движения руки перед пультом, а вода начинает течь из крана после движения руки под ним.
Интересна система очистки поездов. Синкансен останавливается в конце линии, и все пассажиры выходят. Немедленно в каждый вагон подается одна, две или три чистящих установки, и начинается работа. Важнее всего - выполнить надлежащим образом работу как можно быстрее. Поезду Синкансен после прибытия выделяется 14 минут, после чего он возвращается. Из этого времени для очистки выделяется только 6 минут. Шесть минут, чтобы повернуть кресла, собрать мусор, протереть пол и столы, поправить занавески и придать всему надлежащий вид.
Японцы не намерены останавливаться на достигнутом, и пока во всем мире придумывают хвалебные эпитеты для Синкансенов, они обещают появление нового поколения «летающих» экспрессов.
Вся информация взята отсюда.
Так. Ещё один должок... Братишка, получай. )))
«Сеть железных дорог уже давно стала неотъемлемой частью повседневного быта многих японцев. Она охватывает все уголки страны и по праву считается лучшей в мире по безопасности, эффективности и комфорту.»
Каждая национальная система железных дорог имеет что-нибудь уникальное. В этом отношении дороги Японии, наверное, самые уникальные, в частности, из-за оборудования, с помощью которого они управляются.
После Второй мировой войны железные дороги сыграли важную роль в возрождении нации. Исходные позиции, с которых начинала свой послевоенный разбег Япония, были весьма неблагоприятными. Экономика была подорвана и истощена агрессивной длительной войной, крупные города и многие промышленные предприятия лежали в развалинах. И, тем не менее, первая в мире высокоскоростная железная дорога была построена именно в Японии. Первые поезда развивали скорость 220-230 км/ч. Сейчас этот показатель давно перекрыт высокоскоростными поездами других стран, но для своего времени это был безусловный рекорд. Сейчас скоростные поезда – это такой же символ современной Японии как и качественная электроника, надежные и долговечные автомобили.
читать дальше
Вся информация взята отсюда.
Каждая национальная система железных дорог имеет что-нибудь уникальное. В этом отношении дороги Японии, наверное, самые уникальные, в частности, из-за оборудования, с помощью которого они управляются.
После Второй мировой войны железные дороги сыграли важную роль в возрождении нации. Исходные позиции, с которых начинала свой послевоенный разбег Япония, были весьма неблагоприятными. Экономика была подорвана и истощена агрессивной длительной войной, крупные города и многие промышленные предприятия лежали в развалинах. И, тем не менее, первая в мире высокоскоростная железная дорога была построена именно в Японии. Первые поезда развивали скорость 220-230 км/ч. Сейчас этот показатель давно перекрыт высокоскоростными поездами других стран, но для своего времени это был безусловный рекорд. Сейчас скоростные поезда – это такой же символ современной Японии как и качественная электроника, надежные и долговечные автомобили.
читать дальше
Вся информация взята отсюда.